ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]А-616/20 от 17.08.2020 Сакмарского районного суда (Оренбургская область)

56RS0038-01-2020-000709-54

дело № 2(1)а-616/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 августа 2020 года с. Сакмара

Сакмарский районный суд Оренбургской области в составе судьи Саракташского районного суда Оренбургской области, исполняющго обязанности судьи Сакмарского районного суда Оренбургской области Рафикова В.А., при секретаре Плотникове А.В.,

с участием: представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обязании выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию,

установил:

ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным административным иском к администрации МО Сакмарский район <адрес>, в обоснование заявленных требований, указав, что ДД.ММ.ГГГГ было выдано разрешение на строительство многоквартирного жилого дома в <адрес> сроком на 24 мес. В ДД.ММ.ГГГГ г. началось строительство жилого дома по данному адресу. В течение двух лет дом был возведен под крышу, но строительство не закончено. ДД.ММ.ГГГГ разрешение на строительство было продлено на 24 мес. до ДД.ММ.ГГГГ, строительство дома было завершено ДД.ММ.ГГГГ Была выдана справка о соответствии построенного капитального объекта строительства требованиям технических условий, заключен договор на выполнение кадастровых работ, поданы документы на оформление технического плана кадастровому инженеру. Технический план составлен ДД.ММ.ГГГГ И ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел архитектуры и градостроительства администрации МО Сакмарский район <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ им было получено решение от ДД.ММ.ГГГГ которым отказано в удовлетворении заявления, указано, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию на вышеуказанный жилой дом не может быть выдано по причине отсутствия разрешения на строительство в связи с истечением срока его действия согласно п.1 ч.6 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С отказом в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию он не согласен. Основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрены п.6 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Такое основания для отказа в его выдачи как просроченное разрешение на строительство законодательством не предусмотрено. Довод административного ответчика, изложенный в решении от ДД.ММ.ГГГГ о том, что поскольку срок на который продлено разрешение на строительство истек, значит разрешение отсутствует не соответствует действительности. Поскольку данный документ выдавался ему на законных основаниях, имеется в наличии. Ссылается на то, что действие разрешения на строительство нужно только для проведения строительных работ. Разрешение на строительство для получения акта ввода объекта в эксплуатацию требуется как подтверждение факта соблюдения порядка проведения строительных работ, срок действия разрешения не имеет значения, поскольку строительство объекта недвижимости уже завершено. В связи с чем, полагает вышеуказанное решение незаконным. Просит суд признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО Сакмарский район <адрес> об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома по адресу: <адрес>. Обязать административного ответчика выдать разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома по вышеуказанному адресу.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просил суд административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации МО Сакмарский район <адрес>, надлежаще извещенный о дате и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовал. Сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, изучив и оценив доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.

Как следует из Свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общая площадь ... кв.м., местоположение установлено относительно ориентира жилой дом, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>.

На основании Постановления администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п изменен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый «земли населенных пунктов, разрешенное использование для ведения подсобного хозяйства на «земельный участок, предназначенный «для размещения домов малоэтажной жилой застройки» (Группа 2).

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации МО Сакмарский район <адрес>-п утвержден градостроительный план № земельного участка в <адрес>, кадастровый , площадь участка ... кв.м.

ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство , согласно которому администрация МО Сакмарский район <адрес> разрешает строительство объекта капитального строительства: многоэтажный жилой дом в <адрес>. Срок действия разрешения 24 мес.

Как установлено в судебном заседании в течение срока действия разрешения на строительство жилой многоквартирный дом по вышеуказанному адресу был возведен, вместе с тем строительство полностью завершено не было.

В этой связи действие разрешения на строительство объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ было продлено на ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из пояснений представителя истца и не оспаривалось стороной административного ответчика строительство многоквартирного дома по адресу: <адрес> завершено ДД.ММ.ГГГГ Выдана справка о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических условий.

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на выполнение кадастровых работ. Технический в связи с созданием многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> и ... жилы помещений в нем подготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился к главному специалисту по архитектуре и градостроительству администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта, расположенного по адресу: <адрес> в эксплуатацию.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО Сакмарский район <адрес> в адрес ФИО2, направлено письмо которым на заявление административного истца о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на многоквартирный жилой дом, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, сообщено, что вышеуказанный документ согласно п.1 ч.6 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не может быть выдан по причине отсутствия разрешения на строительство, в связи с истечением срока его действия.

Согласно статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Пунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.

В силу ч. 2 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация построенного, реконструированного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2 вышеуказанной статьи).

На основании части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Перечень документов, предоставление которых является обязательным для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установлен в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является исчерпывающим.

Так, к числу таких документов часть 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации относит: правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута (пункт 1); градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка (пункт 2); разрешение на строительство (пункт 3); акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда) (пункт 4); акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора) (пункт 6); документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии) (пункт 7); схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта (пункт 8); заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 9); документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (пункт 10); акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования (пункт 11); технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 12).

В силу вышеприведенной нормы закона в перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию входит разрешение на строительство.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является отсутствие, в том числе разрешений на строительство.

В материалы дела административным истцом представлено разрешение на строительство объекта капитального строительства многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.

В обжалуемом ФИО2 уведомлении администрации МО Сакмарский район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве оснований к отказу в выдаче разрешения на ввод построенного многоквартирного дома, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> указано отсутствие разрешения на строительство в связи с истечением срока его действия.

Вместе с тем, действующее законодательство не содержит требования о том, что за разрешением на ввод объекта в эксплуатацию необходимо обращаться в период действия разрешения на строительство и не предусматривает в перечне оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию истечение срока действия разрешения на строительство.

С учетом наличия у административного истца разрешения на строительство объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ н. , не должно приводить к нарушению прав и законных интересов ФИО2 и ставиться в зависимость от добросовестности исполнения должностными лицами органа местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением муниципальной услуги.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является не законным и нарушает права заявителя.

Административным ответчиком доказательств законности отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не представлено. Доводы представителя административного истца о незаконности оспариваемого отказа от ДД.ММ.ГГГГ не опровергнуты.

Требование о возложении обязанности на административного ответчика выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удовлетворению не подлежит, поскольку суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного (муниципального) органа и тем самым исполнять его функции.

Руководствуясь ст.ст. 180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

административный иск ФИО2 к администрации муниципального образования Сакмарского района <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, обязании выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации муниципального образования Сакмарский район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении административного иска ФИО2 к администрации муниципального образования Сакмарского района <адрес> об обязании выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сакмарский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья В.А. Рафикова

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.